Выбрать страницу

Клуб немецкой молодёжи «LENZ» представил на суд павлодарского зрителя спектакль «Das Letzte Band», или «Последняя лента Крэппа» Самуэля Бэккета в постановке театральной студии «Faden» (руководитель Анна Щетинина, актриса павлодарского театра им. А. П. Чехова). Несмотря на то, что спектакль шёл на немецком языке, зрительский зал был полным.

«Самюэль Бэккет – английский драматург, а ребята нашли русский перевод пьесы. Когда меня попросили перевести её на немецкий язык, я попыталась найти готовый, так как перевод художественного текста – дело нелёгкое и затратное по времени. Поиски мои оказались безуспешными: в Интернете нашёлся немецкий вариант лишь первых двух страниц произведения. Дальнейшую работу пришлось делать самой, хотелось помочь ребятам, видя их горячее стремление участвовать в Республиканском театральном фестивале. Несмотря на то, что пьеса 50-х годов, она актуальна. Заставляет задуматься о своей жизни, о том, на что мы тратим каждый свой миг, как строить свои отношения, чтобы в старости не быть одиноким», — сказала Надежда Степанова, методист-куратор немецкого языка павлодарского общества немцев «Возрождение».

Номинация «Лучшая режиссура» на Республиканском театральном фестивале «Theater. Deutsch. Jugend», проведённом в Нур-Султане, заслуженная. Рассчитанная на театр одного актёра пьеса расписана Анной Щетининой сразу на семерых героев разного плана. Разнообразное настроение: от раздумий до возвышенной лирики её героев наряду с техническим решением пьесы — привлекало взгляд и уже не отпускало ни на минуту. Логика и своеобразие режиссёрского решения как магнитом приковывали внимание зрителя, давая порой интуитивное ощущение тематических сюжетных линий. Постановка отличается чёткостью и оригинальностью замысла, которую воплотили все без исключения артисты молодёжного театра.

«Последняя лента Крэппа» в интерпретации Анны Щетининой — несомненная удача и постановщика, и труппы. Романтический темперамент и искренность чувств зритель увидел в игре Ярославы Гребёнкиной (Бьянка). Её нежно-лирический образ в подаче неиссякаемой радости любви был убедителен. Главный герой, Старый Крэпп, по замыслу режиссёра — Старый Крэпп, Пожилой Крэпп, Молодой Крэпп. Удивило другое. Как гармонично вписались в эти образы Валерий Воронин, Артём Кичуткин, Максим Карпенко. Ничуть не расплескав образ Крэппа, доживающего свои дни в «берлоге» в полном одиночестве, они смогли воедино собрать мысли и чувства героя, наполняя сознание настроением печали и светлой грусти, сопереживания человеку, осознающему, что жизнь прошла, а духовный мрак и скудость («тёмное внутри») он так и не смог преодолеть.

«Анна Щетинина пришла в труппу в непростой период. Оставалось буквально две недели до театрального фестиваля, а готовой пьесы не было. И отправляли мы «Faden» уже просто для участия, чтобы показать, что труппа существует. Конечно, мы верили, что у ребят всё будет хорошо, они сами были полны оптимизма, но результат превзошёл наши ожидания. Труппа достойно показала себя. Конечно, были отдельные пожелания от членов жюри, но оно по достоинству оценило спектакль, и большое спасибо Анне, что в сложный период именно она оказалась рядом с нашими актёрами. Я рада, что у нашего театра есть будущее», — поделилась Ольга Владимировна Литневская, заместитель председателя общества немцев «Возрождение».

Сама Анна Щетинина, делясь впечатлениями о работе молодёжного театра «Faden» на Республиканском конкурсе, отметила: «Мы ехали не за наградами, а показать, что мы есть, и всё (работа шла в сложных условиях и в сжатые сроки). Но ребята сумели так собраться, что играли на одном дыхании, как в последний раз. Сыграла большую роль и атмосфера нужного чёрно-бежевого, моего любимого цвета сцены, на которой ничего лишнего нет: стульчики и стол. Конечно, волновалась сильно, но пришло успокоение, когда мы увидели, что зрители в зале плакали. Значит, артисты сумели донести основную идею до человеческой души, а это самое главное в театре».

На вопрос почему именно Самуэль Бэккет, Анна, к тому же ещё и студентка екатеринбургского театрального института (специальность «Артист драматического театра и кино»), ответила: «Нужна была тема, которую я понимаю и вижу. В институте мы изучали литературу ХХ века, и я когда-то давно видела моноспектакль «Последняя лента Крэппа». Мне пришлось перечитать много сюрреалистических произведений. Причём на русском языке. Понимая, что только пьеса абсурда спасёт положение, остановились на этой постановке. Режиссёрское решение пришло само по себе, неожиданно». Сумев зажечь театральную труппу своей верой и видением целостной картины, руководитель повела ребят за собой. Компетентное республиканское жюри, отметив гипнотичность воздействия, интеллектуальную загадку постановки, дало отличную оценку режиссуре спектакля «Das Letzte Band», или «Последняя лента Крэппа».

Необходимо сказать, что данная работа театральной студии у Анны Щетининой первая и уже весьма удачная. Новых открытий, ярких постановок и убедительной игры тебе, «Faden».

Людмила БЕВЗ

X